Главная Наука и технологии Российские ученые несколько суток следили за зубным протезом в трехмерном режиме

0
2

Исследователи из Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова и Ганноверского лазерного центра представили новый способ наблюдать за развитием зубных биопротезов с помощью сканирующей лазерной оптической томографии. Она позволяет до 63 часов подряд регистрировать, как меняется состояние клеток имплантата на трехмерной матрице, в частности, какие из них выживают, а какие погибают при определенных воздействиях. Научная статья опубликована в журнале PLoS ONE.

Протезы зубов произвели революцию в стоматологии: они дали возможность людям с недостающими зубами нормально пережевывать (а значит, и переваривать) пищу. Ежегодно врачи устанавливают миллионы зубных имплантатов, и некоторые экспериментальные образцы уже построены из настоящих, живых клеток соединительной ткани — фибробластов. Но как и любое тело в принципе, они могут служить средой обитания для различных бактерий — и постепенно разрушаться под действием выделений этих бактерий.

Чтобы установить, как биологические протезы зубов реагируют на присутствие разнообразных химических веществ и в какой среде лучше всего их выращивать, авторы работы применили комбинацию методов окрашивания клеток, позволяющих отличать живые клетки от мертвых, и сканирующей лазерной оптической томографии, определяющей форму поверхности протеза. Фибробласты десны высаживали на твердые титановые матрицы, которые находились в питательных растворах разного состава — главным образом они отличались гидрогелями, имитировавшими микроокружение протеза. Исследователи определяли, в каком из таких растворов клетки будущего протеза погибают реже всего, а бактерии, напротив, не приживаются.

Использованный метод окрашивания в паре со сканирующей лазерной оптической томографией позволял следить за судьбой живых компонентов имплантатов до 63 часов с момента их высадки на титановую матрицу. В ходе таких наблюдений выяснилось, что из всех гидрогелей, добавляемых в питательную среду для фибробластов, наиболее безопасен состав на основе пегилированного фибрина (с добавлением полиэтиленгликоля, ПЭГ). Активность обмена веществ в фибробластах, выросших в присутствии такого гидрогеля, через три дня после высадки этих клеток была сопоставимой с натуральной — как если бы клетки росли на обычных подложках для культивирования. В то же время бактериальные пленки на титановых основах образовывались наименее интенсивно.

Поскольку окрашивание позволяло достоверно отличить живые клетки от мертвых и делать это последовательно в течение длительного времени, можно считать, что ученые разработали модель для оценки различных токсических воздействий на «живые» стоматологические имплантаты и их прототипы. Такая разработка будет полезна и при изучении микробиоты ротовой полости. Бактерии в ее составе, как и многие другие микроорганизмы, образуют биопленки, и состав и целостность таких пленок имеют значение для здоровья полости рта.

Быть в курсе событий мировой и отечественной науки