Главная Наука и технологии Необычный фюзеляж позволит авиалайнерам летать в стратосфере

Необычный фюзеляж позволит авиалайнерам летать в стратосфере

0
0
3

Российское ОКБ имени Мясищева запатентовало самолет М-60 с фюзеляжем необычной эллиптической формы. Благодаря ему машина, чья модель уже испытана в аэродинамической трубе, сможет летать в стратосфере, сообщил генеральный конструктор ОКБ имени Мясищева Александр Архипов.

В настоящее время реактивные авиалайнеры традиционных схем достигли пределов своих возможностей. Между тем рост цен на жидкое топливо и ужесточение норм по шумности заставляют их производителей пытаться как-то улучшить характеристики, но сделать это все труднее и труднее.

ОКБ Мясищева попыталось улучшить ситуацию, предложив самолет нетрадиционной аэродинамической схемы. Эллиптический — а точнее, уплощенный — фюзеляж будет играть роль «урезанного» летающего крыла и создавать большую подъемную силу за счет корпуса самолета, а не его крыльев. Это дает сразу ряд преимуществ. Во-первых, возможность уменьшить крылья при той же подъемной силе и за счет этого снизить расход топлива. Или же оставить крылья прежними, но получить большую подъемную силу, позволяющую быстрее набирать высоту, и упростить дорогостоящую механизацию крыла. В случае полетов в стратосфере воздушное сопротивление для такой машины заметно меньше того, что испытывает самолет в тропосфере, а именно там сегодня летают все авиалайнеры.

Вторым крупным преимуществом эллиптического фюзеляжа является возможность вместить в том же объеме больше пассажиров и груза. При современном круглом фюзеляже верхняя и нижняя его часть остаются незаполненными. В эллиптическом сечении незаполненный внутренний объем много меньше, то есть можно либо вместить больше пассажирских кресел, либо предоставить пассажирам дополнительное пространство. Разработчики М-60 указывают, что их машина может иметь до 400 мест в пассажирском варианте. Лайнеры обычной схемы имеют столько мест только при существенно больших общих размерах.

Крыло М-60 планируется сделать удлиненным и почти прямым, с законцовками — вертикальными выступами на концах. По своей форме оно достаточно типично для современных авиалайнеров, а вот хвостовое оперение будет V-образным, как у истребителя F-22.

Самолет не планируется делать малозаметным для радиоволн — для гражданской машины это не преимущество, а недостаток. Однако его двигатели планирует разместить как раз между V-образным хвостовым оперением. В этом случае звуковые волны будут отражаться от оперения и уходить вверх. Скорость лайнера составит 980 километров в час.

Вопреки тезисам о сугубо мирном использовании самолета разработчики сообщают, что он может быть не только пассажирским или грузопассажирским, но и самолетом-разведчиком. Для такой машины большой внутренний объем и способность полета в стратосфере также крайне полезны — часть разведывательного оборудования может быть весьма громоздкой.

Ранее разработка М-60 велась предприятием в инициативном порядке. Однако сейчас оно рассчитывает на то, что проект заинтересует государство. Однако вряд ли этим надеждам суждено сбыться. М-60 задуман хорошо лишь технически. С психологической точки зрения его преимущества являются недостатками. В нашей стране традиционно копируют аэродинамические схемы пассажирских самолетов с Запада. Там летающих авиалайнеров с таким прогрессивным фюзеляжем нет. Практически невозможно себе представить, чтобы руководство отечественной авиационной отрасли решилось бы на использование принципиально новых аэродинамических схем, не представленных за рубежом. Это видно и из идущей сегодня разработки авиалайнера МС-21, финансируемой государством. Его аэродинамика является вполне стандартной. Поэтому, несмотря на все очевидные преимущества схемы ОКБ Мясищева, вероятность ее внедрения крайне низка.

Источник

Загрузить больше публикаций
Загрузить еще от Денис Владимиров
Загрузить еще в Наука и технологии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.