Главная Наука и технологии Карельские зоологи обнаружили редких любителей гнилой древесины

0
2

Ученые из Института леса Карельского научного центра Российской академии наук (КарНЦ РАН) нашли на осинах в государственном заповеднике «Кивач» 11 редких и практически не изученных видов насекомых из отряда двукрылых. От других собратьев их отличает то, что они обитают лишь на стволах лиственных пород деревьев, упавших на землю из-за сильного ветра. Знание биологии и экологии таких насекомых позволит точнее оценить риск рубки леса и необходимость конкретных природоохранных мероприятий. Научная статья о ценных находках опубликована в Biodiversity Data Journal. Исследование поддержано Российским научным фондом (РНФ).

Энтомологи, микологи и ботаники летом 2015 и 2016 годов собрали в лесах заповедника «Кивач» насекомых 105 видов. Их отлавливали со стволов поваленных ветром осин, растягивая над каждым таким «лежачим» деревом специальный тент. Все беспозвоночные, взлетавшие со ствола, врезались в тент и попадали в специальную фиксирующую жидкость. Поймать насекомых другим способом было бы крайне тяжело, так как они очень маленькие, и многие из них ведут скрытный образ жизни.

Карельские зоологи обнаружили редких любителей гнилой древесины

Параллельно со сбором насекомых исследователи определяли, какие виды грибов и мхов растут на каждом конкретном упавшем стволе осины, и оценивали, как давно дерево было повалено. Так они установили экологические особенности изучаемых насекомых: кто предпочитает свежую древесину, а кто — уже полуразложившуюся.

Из всех исследованных видов мух, комаров, жуков, наездников и прочих насекомых авторов статьи больше всего заинтересовали 11 видов из отряда двукрылых (Diptera). В него входят комары, мухи и некоторые другие организмы. Те виды, о которых идет речь в статье, либо в принципе плохо изучены, либо практически не встречаются в Карелии. Энтомологи описали, как выглядят эти насекомые, какую древесину предпочитают и какова их приблизительная численность.

Карельские зоологи обнаружили редких любителей гнилой древесины

Исследователи сосредоточились на насекомых, обитающих на поваленных стволах деревьев, по ряду причин. Такие виды составляют экологическую группу ксилофилов-сапроксилов. «Ксилофил» означает «любящий древесину», а «сапроксил» — «разлагающаяся древесина». То есть эти насекомые обитают именно в гниющей древесине и разлагают ее на воду и углекислый газ. Для экологического равновесия в лесу важно, чтобы процесс разложения упавших от ветра стволов шел с определенной скоростью. В последние десятилетия это равновесие повсеместно нарушается из-за вырубки деревьев. Площадь лесов при этом сокращается, а срубленные стволы быстро вывозят. Из-за этого численность и видовое разнообразие сапроксилов падает. Остановить вымирание таких насекомых помогут подобные «Кивачу» заповедники, где вырубка деревьев запрещена.

Загрузить больше публикаций