Главная Наука и технологии Гигантские планеты вышвырнули маленьких соседей из зоны обитаемости

Гигантские планеты вышвырнули маленьких соседей из зоны обитаемости

0
6

Астроном Соня Цеппеур (Sonja Seppeur) из Франкфуртского университета имени Гете (Германия) с помощью моделирования выяснила, как влияет наличие гигантских планет в той или иной системе на шансы землеподобных планет стать обитаемыми. Оказалось, что чем больше крупных планет в системе, тем ниже там вероятность жизни: гиганты просто выкидывают более мелких собратьев в холод межзвездного пространства. С текстом соответствующей работы можно ознакомиться на сервере препринтов Корнелльского университета (США).

Исследовательница провела 423 симуляции орбитальной эволюции для планет из 153 различных моделируемых систем. Каждая из них так же, как и Солнечная, содержала планеты размером с Землю и более крупные — вплоть до газовых гигантов типа Юпитера и Сатурна. Оказалось, что чем больше газовых гигантов в системе, тем хуже там для землеподобных планет. Как только гигантов становится больше двух, их гравитационное взаимодействие становится столь энергичным, что сильно дестабилизирует как их собственные орбиты, так и орбиты других тел в системе. Если гигантов шесть и более, то землеподобные планеты оказываются выброшены из системы в межзвездное пространство практически во всех случаях.

Выяснилось также, что если орбита хотя бы одной из планет-гигантов вытянута чрезмерно — когда самая близкая и самая удаленная к звезде точки ее орбиты соотносятся как 2 к 5 или более, то это верный признак того, что система дестабилизирована и землеподобные планеты там уже выброшены вовне. То же самое относится к системам, где хотя бы одна из планет-гигантов имеет орбитальную плоскость, наклоненную на 20 и более градусов относительно плоскости вращения ее звезды.

Несколько неожиданным результатом работы оказалось то, что системы звезд спектрального класса G (желтые, как, например, Солнце) в этом отношении заметно опаснее, чем системы звезд классов К (оранжевые) и М (красные светила). Скорее всего, причина этого в том, что у более тусклых звезд расстояние от светила до планет, как правило, заметно меньше, чем у более ярких. Во многих системах красных карликов все планеты (до семи тел) находятся ближе к своей звезде, чем Меркурий к Солнцу. «Прижатие» к массивному светилу стабилизирует землеподобные планеты и мешает им стать жертвой «гравитационного бильярда», вышибающего их из системы из-за воздействия силы тяжести от планет-гигантов.

Загрузить больше публикаций