Курортно-рекреационная недвижимость

В последние годы на фоне снижения доходности основных сегментов недвижимости активное развитие получили инвестиции в курортно-рекреационные проекты. География подобных проектов отнюдь не ограничивается Черноморским побережьем – курортно-рекреационные комплексы предполагается развивать в Подмосковье, в соседних с Московской областях, на Алтае, Байкале, в Кавказских Минеральных Водах…

В последние годы на фоне снижения доходности основных сегментов недвижимости активное развитие получили инвестиции в курортно-рекреационные проекты. География подобных проектов отнюдь не ограничивается Черноморским побережьем – курортно-рекреационные комплексы предполагается развивать в Подмосковье, в соседних с Московской областях, на Алтае, Байкале, в Кавказских Минеральных Водах. Что такое курортно-рекреационная недвижимость, текущее состояние и перспективы развития данного сегмента – это основные вопросы, которые будут рассмотрены в данной статье.

Что такое курортно-рекреационная недвижимость?

Давая определения, следует учитывать, что российский рынок достаточно «молодой».

«Даже по традиционным сегментам, таким как жилая и коммерческая недвижимость, классификация не до конца устоялась. С рекреационными проектами еще сложнее, потому что о них активно заговорили только последние два-три года. Кто-то трактует это понятие довольно широко, относя к нему любое жилье на побережье или гостиничный комплекс вне центра города. Более точное, на мой взгляд, определение должно базироваться на следующих ключевых характеристиках курортно-рекреационных объектов/районов: оздоровление и лечение. Все остальные объекты – спортивные, развлекательные и прочие – это скорее дополнительная инфраструктура. В этом случае факторами отнесения объекта/района к курортно-рекреационному являются наличие целебных источников, лечебных грязей и ландшафтно-климатические особенности».

Отметим, что объекты курортно-рекреационной недвижимости активно строились в советский период. В то время этот сегмент был очень развит и популярен. Существовали самые различные курорты. Самое удивительное, многие их них сохранились до сих пор. Более того, если ориентироваться на данные официальной статистики, то после известного периода спада, продолжавшегося до конца прошлого века, число объектов курортно-рекреационной сферы стало расти. Если в 90-е годы в России насчитывалось 1176 санаториев и пансионатов с лечением, то уже в 2000-х их было 1192 (минимум был достигнут в печально известном 1998 году – 1138 объектов), а к 2007 году их число достигло 1321. В 90-е годы услугами данных учреждений воспользовались чуть более 3 млн человек, в 2006 году – почти 5 млн.

«Сегодня, конечно, к состоянию жилого фонда большинства этих объектов можно предъявить массу претензий, тем не менее в последние пять-семь лет появилось достаточное количество новых/реконструированных объектов – об этом свидетельствуют и данные статистики (рост числа объектов в 2000-2007 годах), и конкретные примеры (в частности, можно отметить санаторий Spa Hotel в Кисловодске, открытый в 2005 году компанией AFI Development)».

Что касается крупномасштабных новых проектов, то на начальном этапе развития рыночной экономики внимание девелоперов было приковано к более простым и понятным объектам – жилым, офисным, торговым, складским. При этом там, где это было хотя бы минимально оправданно, к названию проекта добавлялось «курортно-рекреационный» – это ли не является подтверждением востребованности и популярности данного формата?

В последние годы ситуация начала меняться. Основных причин тому две. Во-первых, доходность в других сегментах неуклонно снижалась, а конкуренция росла. Если раньше можно было построить любой торговый центр в любом месте и он достаточно быстро окупался, то сейчас не каждый проект может быть успешным. «Еще два-три года назад мы говорили о 20-30% доходности по «традиционным» объектам. Нынешняя цифра (здесь и далее – докризисные показатели, влияние кризиса будет проанализировано отдельно. – М2) уже близка к европейским показателям, которые варьируются в пределах 5-6%, и в перспективе мы к ним придем».

Во-вторых, это возросший спрос, на который, в свою очередь, также влияют два компонента: рост доходов населения и «возвращение» российских туристов в Россию. Вспомним, когда в стране был достаточно длительный период, связанный с политическими и экономическими изменениями в стране, когда отдыхать на российских курортах было в принципе не престижно, люди стремились поехать за границу. Поэтому примерно 10-12 лет подряд российский туристический поток был ориентирован исключительно на зарубежные страны, прежде всего на Турцию и Египет. Сейчас ситуация меняется и по курортам, и в целом по отношению к России.

altai-sayan.ru

Новости и познавательные статьи, читайте на информационном портале Ronin.ru
Курортно-рекреационная недвижимость
9 лучших видов чая, которые не только согреют зимой, но и защитят от всех болезней
Adblock
detector